суббота, 27 августа 2011 г.

Городские мероприятия. Фотографы. Виктор Давидюк



Виктор Давидюк


  

– Вы помните ваш первый фотоаппарат?
Конечно! Это был дальномерный ФЭД. Его мне на первом курсе вручил Евгений Давыдов, преподаватель по журналистскому мастерству. С моим зрением снимать этим аппаратом было сущей мукой! Кто снимал дальномерной камерой, меня поймет. Приходилось делать по несколько дублей, так как не было уверенности, попал ты в резкость или нет. Видимо, этот страх засел где-то глубоко, потому как я и сейчас предпочитаю лишний раз подстраховаться.
На втором курсе уже было фотодело, которое преподавал Владимир Григорьев. Тогда я и увлекся фотографией по-настоящему. Как водится, откопал отцовский Зенит. С этой камерой тоже намучался, так как сборка эпохи перестройки оставляла желать лучшего.
Счастье пришло, когда на третьем курсе потратил накопленную за год потанинскую стипендию на первую свою цифровую зеркалку! Сейчас на нее уже смешно смотреть, но, тем не менее, именно этой камерой я начал зарабатывать на фотографии.

– Какой фототехникой вы пользуетесь сейчас?
Сейчас у меня несколько камер системы Nikon. Основная – D700. Но у каждой системы есть как достоинства, так и недостатки, поэтому, по большому счету, не важно, камерой какой фирмы ты снимаешь.

– Некоторые фотографы до сих пор отдают большее предпочтение "лейкам", чем цифровым фотоаппаратам. Чем вы это объясните?
Я не вижу непреодолимых противоречий между словом «лейка» и цифра. Цифровые задники для фотоаппаратов «Лейка» начала выпускать одна из первых. И сейчас цифровые фотоаппараты «Лейка» существуют во всех ценовых категориях: от бюджетных компактов, заканчивая среднеформатными зеркалками, стоимостью в миллион рублей.
Возможно, вы имели в виду ту самую пленочную фотокамеру, которой пользовался Брессон? Именно противопоставление пленки и цифры? Да, до сих пор существуют принципиальные приверженцы пленочной фотографии, которые считают свой метод лучше и ближе к искусству. Потому что кропотливее и трудозатратнее, и проверено временем, и… много еще почему, можно перечислять до бесконечности. И ведь эта секта не единственная в своем роде. Есть еще «Свидетели фотки без фотошопа», адепты «Церкви Монохрома», приверженцы Жанра и много-много еще всяких разных со своими задвигами…
И, собственно, здесь у меня есть два комментария по теме. Первое. Зрителю абсолютно все равно, в какой технике, на пленку или на цифру, каким фотоаппаратом и как долго снимает автор. Зритель видит только конечный результат – картинку. И то, какими трудами она создавалась (или наоборот – родилась волею случая), каким богам в этот момент фотограф молился, а каких проклинал, сколько ночей не спал, - все это абсолютно по барабану. Фотография либо получилась, либо нет. Тут все просто, как в двоичной системе: есть сигнал, нет сигнала. Все остальное – уже литература.
И второе. Мир искусства бесконечно многообразен. В каждом виде есть свои жанры. У каждого жанра – свои правила. Сужать всю Фотографию, запихивать ее в рамки одного-единственного направления – это обкрадывать в первую очередь себя. Еще хуже – придерживаясь одного жанра, считать свою касту лучше всех, а всех остальных мерить одной линейкой. Мало того, что это просто глупо, так и в дальнейшем может обернуться глубоким разочарованием.

– Какие прикладные знания необходимы, чтобы стать фотографом?
Прежде всего, нужно быть всесторонне развитым, эрудированным человеком, начитанным и «насмотренным». Этот процесс бесконечен, поэтому нет такой точки, когда можно сказать себе: все, я начитался-насмотрелся, можно и фотоаппарат в руки брать. Развиваться нужно постоянно.
Если говорить о конкретных знаниях, то нужно знать физику света и оптику, чтобы правильно снимать. Желательно еще и химию, чтобы уметь проявлять, печатать и разбираться в полиграфических процессах. Знать основы психологии, обладать грамотной речью, чтобы правильно общаться с людьми. Разбираться в маркетинге и основах экономики, чтобы верно позиционировать себя на рынке. Про умение обращаться с собственной камерой, компьютером, программным обеспечением я уже молчу. Это, конечно, в идеале. Я сам еще многое не знаю и не умею, не стесняюсь иной раз спросить что-то у коллег. Признавать свои ошибки – абсолютно нормально. Главное, чтобы они не повторялись в дальнейшем.

- Ваш любимый фотограф?
Я с интересом слежу за творчеством разных фотографов, мне интересны подходы каждого, что классика, что новатора. Мне трудно выделить кого-то конкретно… Взять, допустим, рекламную фотографию. У меня тут стойкая ассоциация с Игорем Сахаровым. И даже не потому, что я учился в его школе, а потому что я действительно считаю его одним из лучших рекламных фотографов. С интересом слежу за его работой.
Оригинальные психологические портреты делает Алексей Никишин. Вот он – «вещь в себе». И даже после его мастер-класса не стало понятно, как он помогает людям избавляться от комплексов, когда у него самого их целая туча.
Интересные штуки делает молодой калининградский парень Ашот Геворкян. Это вообще уникальный персонаж! Но он не столько фотограф, сколько художник. Свои картинки он собирает из тысячи разных кусочков, и делает это потрясающе.
Я могу еще с десяток имен назвать. Кто-то назовет двадцать других, не менее интересных! Мир фотографии настолько разнообразен, что каждый найдет себе интересные ориентиры. 

– Не могу не спросить: бывает так, что вы гуляете по улице и профессиональным взглядом "ловите" интересные кадры?
Это одно из моих любимых развлечений во время прогулок – снимать без камеры. Вижу, например, идет девушка красивая, и мальчик маленький ей на встречу на велосипеде. Девушка прошла, мальчик притормаживает и оборачивается… Хоп! Я уже вижу картинку: искаженная широким углом и нижней точкой съемки перспектива, на переднем плане колесо велосипеда, и босая нога в шлепанце, мальчик выкручивает руль и шею. А на заднем – звонкая девичья фигурка… Кадр есть! На кнопку нажать – много ума не надо. Главное – заметить, увидеть! Это тоже умение, и его можно тренировать. Вот и я постоянно учусь замечать.

- Эротика или животные?
Странное противопоставление. Хотя есть любители поснимать и «животную эротику» и «эротику с животными», но все это может быть уголовно наказуемо.
Но даже в контексте вопроса… Я не вижу противоречий. Да, как любому мужчине мне нравится красивое женское тело. Как фотографу – мне нравится и красивое мужское тело. И то и другое мне интересно снимать. И практически в равной степени.
Хотя вспомним Галыгина, с его: «Фотограф – сука, странный! На работе снимает жопы и сиськи, а в свободное время – жаб и небо!». Наверно, фотографы эротических журналов так и живут. Иначе постоянно снимать одно и тоже – это ж свихнуться можно.
Так что я с удовольствием бы и животных поснимал!

- Представь, что у тебя остался всего один кадр до конца жизни. Что это будет?
Это кошмар! Я не могу себе представить такое. Это равнозначно тому, что, как только я сниму последний кадр, жизнь тут же и закончится. Ведь любой человек, который серьезно занимается творчеством, уже не мыслит свою жизнь никак иначе. Поэтому не надо задавать людям такие вопросы, они порождают когнитивный диссонанс.

- Что стоит и что не стоит делать фотографу?
Частично я уже ответил на этот вопрос. Не стоит почивать на лаврах (тем более, мнимых), считать себя (свою камеру, жанр, и прочее) лучше, чем у всех остальных. Короче, не звездить.
Наоборот, смотреть вокруг, ходить на мастер-классы, задавать вопросы, учиться, развиваться и никогда не останавливаться на достигнутом. Впрочем, это ведь не только к фотографам относится, это в принципе универсальная формула, которую еще Ленин вывел.
Да и будьте проще! Ничего никому не советуйте без специальной просьбы и не будьте такими занудами, как я, не пишите так «многа букаф» (ну, это моя журналистская сущность проявляется. На самом деле, я тут еще убрал половину).











2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. очень интересное интервью! видела раньше фотоработы Виктора, многие понравились тогда, оценила "конечный результат - картинку" ;), а теперь, после интервью, есть ощущение, что те же фотографии видятся мне немного в ином свете, более широко и глубоко... вот так! :-)

    ОтветитьУдалить