понедельник, 29 августа 2011 г.

Городские мероприятия. Журналисты. Александр Фукс



Александр Фукс





- Вы открываете утром какую-нибудь местную газету? Не местную?
Я не открываю никаких газет. Ни раньше, ни сейчас. Читаю их только в туалете.

- Гардиан или Сан?
Иностранные газеты не читаю тоже, так как не знаю не нашего языка. 

- Вы считаете себя именно журналистом, в классическом определении?
Я не уверен, что я реально профессионал. Как мне кажется, журналист должен уметь быстро и понятно делать тексты на любую тему. Я хорошо пишу только о том, что мне нравится, что волнует и чем интересно подумать. Кроме того, я слишком большое значение придаю подбору слов. А это не журналистика, а просто способ самовыражения. 

- Как Вы стали журналистом? (Где Вы учились?)
Так получилось, что я ничего не умею делать. Я не могу работать руками, не понимаю физику, химию, математику и биологию. Не умею чертить и рисовать. У меня нет слуха. Я боюсь ответственности и не умею соображать в экстремальных обстоятельствах. И, главное, оказалось, что я не обучаем. Если у меня что-то не получалось само, то оно не получалось и после учебы. А размышлять мне нравилось. Так, чтобы никто не торопил, не подглядывал и не дергал. Больше, в общем-то, я ничего не умел. Так, методом вычитания, осталась только журналистика... Закончил петрозаводский филфак.

- Для кого вы пишите, по вашему мнению. Кто ваша аудитория?
Своим читателем я вижу себя самого. Человека, примерно, с таким же уровнем образования, похожими взглядами на жизнь. В общем, я пишу сам себе. В меру просто, в меру весело, но чтобы хотелось думать.

- Как вы выбираете темы?
Основная тема это отношения между слабым и сильным. Защищать человека от бизнесмена, бизнесмена от чиновника, чиновника от президента. Мне интересно показывать, как, на мой взгляд, должно быть и как есть на самом деле. Но искать темы мне лениво. Как правило, одна тема в неделю находит меня сама.

- Почему местная журналистика такая беззубая?
У нас нет гражданского общества. Люди (и журналисты, в частности) не верят, что от них хоть что-нибудь зависит. И какой смысл писать что-то зубастое, если ничего не изменится? Больше того, основная масса нашего населения уверена, что именно так и должно быть. Кроме того, все журналисты выполняют заказ. Заказ этот на 90 процентов исходит от государства. О какой зубастости может идти речь, если журналист подцензурен?

- Она, по природе, сервильная?
Слово сервильная мне пришлось смотреть в словаре. Думаю, у нас не только журналистика раболепна, но подавляющая часть народа. Рабская психология исторически пронизывает нашу страну. И многие ухитряются этим гордиться. 

- Часто ли начальство чистит ваши репортажи?
Мои репортажи начальство, практически, не чистит. Мне повезло с изданием (оно частное) и с начальством. Несколько моих текстов не вышло. За 13 лет штук 5-6. Я их пристраивал в другие издания.

- На что можно поймать читателя?
Я не знаю, на что можно поймать читателя. Обычный обыватель, вроде бы, ловится на скандальность заголовка и начало. Еще нужно, чтобы куски текста были не большими, а фотографии, наоборот здоровыми... Но для меня важнее остроумие и литературность.

- Будущее за инфотеймент?
Инфотеймент мне тоже пришлось смотреть в словаре. я не люблю редко употребимую лексику. она отдает пижонством. я правильно понял, речь о журналистике развлечений? Не думаю, что за этим будущее. Просто, время от времени обществом будут востребованы разные направления. Так всегда было. Апатия сменяется гражданским пафосом, пафос разочарованием.

- Что лучше – стройный алгоритм расстановки слов или эмоция
Говорят, журналистика все больше становится профессией эмоций. Женщины вытесняют из профессии мужчин. Но мне больше нравится логика.

- Открываю любую местную газету: одни вести с полей. Где аналитические материалы?

- Почему никто не отвечает на вопрос Why?

- Вам не кажется, что все чаще материалы не цепляют, а убаюкивают?
Последние три вопроса повторяют вопрос о беззубости. На многие темы государственным изданиям нельзя даже сообщать. Журналист не напишет, так как редактор не напечатает. редактор не напечатает, так как издатель не пропустит. Если что-то просочится, могут быть не приятности. Никто не хочет быть уволенным. У всех дети. Все хотят жить отдельно от родителей, купить машину, ездить на курорты. Значит, нужно обслуживать того, кто платит. Никто не работает для людей. Ни чиновники, ни журналисты. Все отвечают не перед обществом, а перед своим начальством... Не говоря уже о том, что многие из журналистов даже не задаются вопросом: Почему? Какая разница? Кому ответ на этот вопрос поможет? Да, и мы можем ошибаться.

- Вот классический пример от моего коллеги Познера: вы приходите на интервью в важное министерство. На столе лежат бумаги, а все журналисты умеют читать вверх ногами.
Вам эту неофициальную информацию не выдают - вы расскажите о ней на утро в газете? Напрашивается ответ: да. Но я плохо представляю такую ситуацию и такой документ. Любой официальный документ пишется так занудно, что мне и вниз ногами приходится перечитывать его пару раз, чтобы понять, о чем он, и с каких слов в нем начинается суть.








Комментариев нет:

Отправить комментарий